УГОЛОК СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА
ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ
Достижения в современном спорте невозможны без выстраивания комплексной системы подготовки, фундаментом которой являются детско-юношеские спортивные школы. Процесс совершенствования мастерства у юных спортсменов неразрывно связан с развитием методики подготовки, основанной на современных научных разработках и адаптации мирового опыта с учетом российских особенностей.
В последние годы выступления ведущих команд страны демонстрируют снижающуюся динамику результативности. Одной из причин сокращения количества высококвалифицированных спортсменов является неудовлетворительная работа всей системы детско-юношеских спортивных школ. Их первоочередная задача – выпуск спортсменов, обладающих устойчивыми базовыми техническими навыками, физически развитых, подготовленных тактически и психологически. В процессе подготовки все это должно поэтапно формироваться с учетом особенностей развития юного спортсмена. Наиболее сложной задачей является система контроля, позволяющая оценить успешность тренировочного процесса.
В последнее время основным критерием правильности педагогической концепции тренера и эффективности тренировочной программы является результат выступления его воспитанников на детских и юношеских соревнования различного уровня. В середине 80-х годов, было проведено анкетирование тренеров – преподавателей, имеющих высокую спортивную или тренерскую квалификацию, работающих в ведущих СДЮШОР по футболу г. Москвы, в частности «Спартак», «ЦСКА», «Торпедо ФШМ», «Динамо». В результате 85% опрошенных назвали успешное выступление в соревнованиях, как основную задачу, на которую они сориентированы спортивным руководством. (Петухов А.В., 2005 и др.) Таким образом, победы на соревнованиях является главным критерием высокого уровня тренерского мастерства. На современном этапе развития детско-юношеского спорта, данный подход стал едва ли не единственным.
При всей важности показателей спортивной результативности, работа на сиюминутный результат, на победу «любой ценой» имеет серьезные негативные последствия. По данным американских ученых, «пик популярности» занятий спортом приходится на возрастной период 10-13 лет, затем наблюдается длительный спад. К 18 годам только небольшая часть спортсменов продолжает организованно заниматься спортом (Ewing, Seefeldt, 1989 и др.). Интенсивный уход из спорта приходится на пубертатный период, который характеризуется интенсивным физическим развитием ребенка. Известно, что темп физического развития индивидуален и биологический возраст подростков с низкими показателями физического развития может отставать от паспортного на 1–2 года, а у подростков с высоким физическим развитием может опережать паспортный на 1–2 года. В отдельных случаях разница между паспортным и биологическим возрастом может достигать 5–6 лет. (Ильин Е.П., 1983 и др.) Подростки с ранним физическим развитием получают значительное преимущество над своими сверстниками, развитее которых более замедлено. В большинстве видов спорта физическое развитие является едва ли не главной составляющей победы на соревнованиях. Данный факт подталкивает тренеров к смещению внимания в сторону более развитых воспитанников. Зачастую более одаренные, но с поздним развитием подростки, оказываются в роли изгоев и покидают спортивные школы. Отсутствие внимание со стороны тренера является не единственной причиной потери мотивации у подростков. Невозможность конкурировать на соревнованиях со своими более развитыми сверстниками приводит к потере уверенности в собственных силах и заниженной самооценки.
Преследуя цель добиться победы, тренеры зачастую требуют от воспитанников на соревнованиях максимального упрощения тактико-технических действий и исключения нестандартных ходов, для сведения «к нулю» возможных ошибок. Данное требование тормозит развитие как технического, так и тактического арсенала юных спортсменов, лишая их действия спонтанности и оригинальности, препятствуя развитию у подростка спортивного интеллекта и уверенности в себе.
Так же, необходимо обратить внимание, на выплеск негативных эмоций со стороны тренера в адрес воспитанников при неудовлетворительном выступлении, причем как во время соревнований, так и после них. Обвинения тренера наносят непоправимый вред детской психике, развиваю у подростков чувство вины, приводя к доминированию у ребенка мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха. Все это вносит дестабилизирующий фактор в последующие выступления на соревнованиях.
Ориентация на победу в соревнованиях – фактор, отрицательно влияющий на развитие детско-юношеского спорта. В данном случае следует констатировать сдвиг мотива на цель, при котором воспитание спортсмена, совершенствование его технико-тактического мастерства, психологическая подготовка отходит на задний план, уступая первенство форсированной физической подготовке.
Данная устойчивая тенденция в детско-юношеском спорте наносит непоправимый вред, подрывая физическое и психическое здоровье молодых спортсменов и лишая спорт высших достижений профессионально подготовленного резерва. Необходима модернизация системы оценки спортивного мастерства юных спортсменов с акцентом на индивидуальную динамику показателей функциональной, двигательной, технико-тактической и психологической подготовки, а также практическая реализация системы психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов на всем протяжении его подготовке в спортивных школах.
Фомин Г.К.